Английский Камин
Историю современного английского камина, как и значительную часть поздней архитектуры Великобритании, можно разделить на три условных периода — Георгианский, Викторианский и Эдвардианский.
Мы не будем сейчас обращаться к периоду Тюдоров и Стюартов, когда камины имели огромные размеры и отапливали целые залы средневековых замков, ибо все они были сложены из грубого камня, имели достаточно лаконичный декор и служили двум целям — отопления и приготовления пищи.
В небольших домах это были очаги, меньшего размера, имевшие сходное строение. Такие камины относятся к современному типу «шале» и мы не станем подробно на них останавливаться.
Интереснее эволюция английского камина, как арт-объекта. Поэтому мы начнем с Георгианской эпохи, включающей в себя интервал от 1714 по 1837 годы, включая эпоху Регентства и периоды правления Георгов I, II, III и IV, чьими именами она, собственно, и названа.
Камины этого периода имели по-прежнему большие размеры и, как правило, были предназначены для полного отопления всего помещения. Для решения этой задачи камины делались с грандиозными топками и многочисленными чугунными решетчатыми регистрами, чтобы теплый воздух равномерно распространялся по всему помещению.
Топки облицовывались панелями из твердых пород дерева или мраморными порталами. Характерный георгианский антикварный камин состоит из кованных решеток и деревянного или мраморного портала, украшенного рельефом. Стилистически это, как правило, строгий классицизм.
На конец этого период пришлось развитие английской керамики, поэтому некоторые камины украшены керамическими элементами, как например, типичный георгианский камин в классическом стиле с фарфоровыми барельефами Веджвуда на портале.
В 1837 году наступила Викторианская эпоха, которая стала периодом наибольшего расцвета науки, искусства и ремесел в Великобритании. Королева Виктория и принц Альберт покровительствовали искусству и были крупнейшими меценатами своей эпохи. Викторианский период длился 64 года и стал самым длинным периодом правления одного монарха в истории Великобритании.
Камины этого периода можно разделить на два основных субстиля: начало и середина викторианской эпохи и конец викторианской эпохи.
В начале и середине периода викторианские камины декорированы очень богато. На них явно прослеживается влияние барокко и рококо, не получивших большого развития в Великобритании (за исключением, пожалуй, Томаса Чиппендейла и Уильяма Хогарта, как единичных представителей этого стиля в Великобритании) и смешавшись в какой-то момент с неоготикой, но тем не менее, оказавшего определенное влияние на формирование изобразительных мотивов в английском искусстве.В отделке ранневикторианских каминов перекликаются замысловатые рельефы и цветочные декоры, на панелях появляются купидоны и розаны, затейливые орнаменты и ассиметричные линии рисунка. Именно в этот период в каминных облицовках начинают активно использовать керамику и , покрытые сложным рельефом или росписью.