Угловые Камины из Кирпича
Один из павильонов ансамбля, возведенного Ч. Камероном в непосредственной близости от Екатерининского дворца называют Термы Камерона или «Холодная баня».
Обо всем ансамбле, хронологии строительства и внешнем оформлении павильона читайте здесь.
Холодная баня — редкий в истории русской архитектуры образец здания, в самом плане которого нашла отражение идея следования античным образцам. Разрабатывая проект Холодной бани, Ч. Камерон, по-видимому, исходил из плана терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам А. Палладио.
Понятие «холодные бани» и должно было заменить термин «термы», которым (в отличие от обычной бани) в античном Риме можно обозначить особые культурные и архитектурные комплексы.
В термах римлян были комнаты для массажа, различные вестибюли, бани с сухим и влажным паром, галереи для прогулок, помещения для картин и скульптур. Для отопления и нагрева воздуха использовались сводчатые печи, от которых горячий воздух по каналам поступал к полым стенам. В число помещений этих терм входили
- аподитерий, или помещение для раздевания;
- унктуарий — для хранения масел;
- сферистерий — большой зал для упражнений;
- кальдарий — горячая баня;
- лаконик — парильня;
- тепидарий — теплая комната с подогретой водой
- фригидарий — холодная баня.
В Царском Селе подобные термы создавались в виде небольшого комплекса для купания, отдыха и прогулок только самой императрицы Екатерины II и, возможно, ее ближайшего окружения. Почетное задание на архитектурное проектирование такого античного сооружения и было поручено Чарльзу Камерону, которого, несомненно, вдохновляла возможность создания здесь подобных сооружений в классическом стиле. То, что в царскосельской Холодной бане архитектор попытался воспроизвести планировку римских терм, подтверждают и документы.
Здание Холодных бань и Агатовых комнат требует постепенного осмотра, как и весь ансамбль Терм в целом. Оно двухэтажное, прямоугольное в плане, сориентировано по сторонам света, точнее — углы здания обращены на север, юг, запад и восток, как это делалось в римских термах. В Риме это нужно было для того, чтобы в помещениях не было слишком жарко, а здесь, на севере России, — для лучшего освещения.
В первом этаже расположены собственно бани, во втором — помещения для отдыха, в ходе строительства получившие название Агатовых комнат. Особенно наряден главный фасад— со стороны Висячего сада. Отсюда здание воспринимается небольшим одноэтажным парковым павильоном.